Разделы сайта
Политика и власть
Арахамия отреагировал на полицейское видео с нардепом Трухиным
Нардеп Воронько заявил о давлении и вышел из фракции «Слуга народа»
Общество и люди
Пидручный: Холод такой, что останавливаешься – и все дубеет
Первый телеканал РФ заблокировал трансляцию Олимпиады в ОРДЛО
Спорт и здоровье
«Шахтер» в серии пенальти выбил «Динамо» из Кубка Украины
НБА: «Филадельфия» сравняла счет в серии с «Торонто», «Денвер» обыграл «Портленд»
Финансы и бизнес
Беларусь повышает пошлины на экспорт нефтепродуктов в Украину
Fitch спрогнозировал курс доллара в Украине до конца текущего года
Технологии и наука
Микс новостей
Законопроект «Об олигархах»: основные положения касаются лишь СМИ
Наряду со слабой властью и войной олигархи – главная проблема современной Украины, и борьба с ними является важнейшим вопросом. Но после прочтения законопроекта появляется понимание, что его цель – вовсе не “преодоление конфликта интересов, вызванного слиянием политиков, медиа и крупного бизнеса”.
Редакция издания ZN.UA ознакомилась с текстом проекта закона “Об олигархах” и поделилась его основными положениями и разочарованием. Последние вызваны тем, что закон предусматривает не борьбу с олигархией, а лишь механизмы отъема у олигархов СМИ.
Согласно сформулированному в стенах Минюста определению, олигарх – это человек, который одновременно:
То есть у нас есть три условно четких критерия: политика, СМИ, крупный бизнес. Почти классическое определение, если бы не дальнейшие уточнения законодателей.
Например, под участием в политической жизни понимается: занятие высокой должности в госаппарате (от президента до руководителя любого центрального органа исполнительной власти), связанность с высокопоставленным должностным лицом, финансирование или непосредственное руководство партией или просто контроль над СМИ, “распространяющим информацию политического характера”. Да, именно “или”. То есть, по логике проекта, даже если ты просто собственник СМИ, делающего политические новости, ты уже на крючке, поскольку соответствуешь сразу двум критериям – “политика” и “СМИ” – из трех необходимых. Остался “бизнес”, и собирается комбинация для прямого попадания под действие этого закона.
И здесь нас ждет следующее коварное “или”. Поскольку критерию “бизнес” будут соответствовать: конечные бенефициары естественных монополий, монополисты (50% в течение года подряд) товарных рынков или просто собственники или бенефициары активов стоимостью более миллиона прожиточных минимумов (сейчас это 2,27 млрд грн, или 84 млн долл.). Не так уж и много, учитывая, что большинство крупных украинских медиа принадлежат людям из Топ-100 Форбс (см. инфографику). А если учесть, что стоимость будет определяться совокупно по размерам всех активов, к которым причастен потенциальный олигарх, а не долей, принадлежащих именно ему, то “олигархические списки” легко расширятся и до топ-200, и до топ-300.
То есть условный Томаш Фиала, компания которого владеет кучей активов и двумя влиятельными медиа, которые, собственно, тем и заняты, что “распространяют информацию политического характера”, вполне себе под прицелом. Кстати, о гражданстве олигархов в проекте – ни слова.
Согласно проекту, решение о признании лица олигархом принимается Советом национальной безопасности и обороны Украины на основании представления КМУ, члена СНБО, НБУ, СБУ или Антимонопольного комитета Украины, вступает в силу со дня официальной публикации соответствующего указа президента и является обязательным для исполнения. Так что же, собственно, исполнять?
Прежде всего официально признанного олигарха включат в “Реестр лиц, имеющих значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархов)”.
Правовые последствия попадания в Реестр процитируем дословно:
“1. Лицам, включенным в Реестр, запрещается:
2, Лица, включенные в Реестр, обязаны подавать декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, в порядке, установленном Законом Украины “О предотвращении коррупции”.
То есть следующим шагом после принятия этого законопроекта должна стать большая распродажа украинских медиа. Интересно, что другие активы, которые, собственно, и приносят основной денежный поток, олигархи могут оставить себе. Пусть богатеют и дальше, главное, чтобы СМИ продали, причем почти за бесценок. Или пусть заставят свои СМИ отказаться от распространения политической информации, а согласно проекту речь идет об “освещении, анализе или обсуждении деятельности органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, политических партий, народных депутатов и других членов коллегиальных органов государственной власти”. Так что выбор невелик – либо превращение в крепкий микс из светской и криминальной хроники с юмориной на десерт, либо продажа.
При этом продажа СМИ тут же позволит олигарху выбыть из Реестра, правда, с условием:
“Признак значительного влияния на средства массовой информации не считается отсутствующим в случае, если статус бенефициара (контролера) соответствующего средства массовой информации перешел от лица, включенного в Реестр, к связанному с ним лицу или лицу, не обладающему безупречной деловой репутацией”.
А вот благонадежный покупатель, согласно проекту, уже не будет признан олигархом, даже если после приобретения СМИ он будет соответствовать тем же “олигархическим” критериям, главное — доказать свою безупречную репутацию.
Согласно нормам, безупречной не будет считаться деловая репутация лица при следующих условиях:
Собственно, на этом все. Есть еще странная статья об отчетности должностных лиц о встречах с олигархами под угрозой увольнения для руководства НАБУ и административной ответственности – для прокуроров. И больше ни на что разработчики не сподобились. Вот вам ожидания против реальности.
Ожидали изменений, которые бы усилили институциональную состоятельность Антимонопольного комитета, чтобы тот получил рабочий инструментарий влияния на монополистов, ограничивая их, принудительно разделяя, штрафуя на большие суммы, чтобы ограничить заработки. Ожидали, что глав депутатских групп и фракций, одного за другим, силовики будут хватать за руку при получении очередного “олигархического конверта”, за чем последуют не только политические, но и судебные приговоры. Ожидали шухера в госкомпаниях, увешанных олигархами, как собака клещами, чтобы прекратить их обогащение за счет государственных убытков. Многого ожидали… Вместо этого получили закон о медийном рейдерстве… Суперскрываемый проект законе людям не показывают, а вот некоторые олигархи с ним уже ознакомились и очень переживают. Не о своем будущем, конечно же, сугубо о будущем своих медиа. Показательно, согласитесь.
Понятно, что работа большинства наших коллег из олигархических медиа далека от журналистики. Даже коллегами большинство из них назвать сложно. Их рабский труд действительно помогает конечным собственникам. Это их Линия Маннергейма. Они позволяют отражать нападения и давить, насаждать повестку и шантажировать оппонентов. И проблема олигархических медиа действительно важна, поскольку именно они в конечном итоге решают, и о чем говорить, и кому говорить, а результаты их решений мы видим после каждых выборов. Но будем откровенны, медиа – это расходы в олигархическом бюджете, чтобы с ними покончить, достаточно лишь уменьшить олигархические доходы.
Не сюжеты о благотворительности Фонда Рината Ахметова внедряли формулу “Роттердам+”, “зеленый тариф” и сто и одну возможность заработать на “Укрзалізниці”. Не впечатляющие новости ТСН создали топливный холдинг Игоря Коломойского и обеспечили его трейдерам господствующее положение на рынке электроэнергии в прошлом году. Не “Час новин” 5-го канала привел Гладковского в СНБО. Не “голубые огоньки” Интера допустили бесконтрольные концентрации в 19 облгазах Дмитрия Фирташа.
Да, они влияли на повестку дня. Да, они оправдывали своих собственников. Да, они замалчивали коррупцию. Но сама коррупция точно происходила не в ньюзрумах телеканалов. И бороться с ней тоже нужно не там. Тем более что Антимонопольный комитет на 100% состава “свой” для действующего президента, а возглавляет его подружка первой леди. А к ним в обойме — свой генеральный прокурор, свой глава СБУ, свое правительство и условно свое парламентское большинство. При таких мощностях, согласитесь, следовало бы ожидать чего-то большего, чем банальный “отжим” СМИ.
Понятно, что президенту и его партии не хватает медиаресурса. Им надо, чтобы звали на эфиры, хвалили в новостях, замалчивали скандалы… Тут действительно ресурсом студии “95 квартал” не обойтись. А постоянная зависимость от тех, у кого есть взрослый медиаресурс, как и постоянная потребность возвращать им долги за предоставленное эфирное время — угнетают, не дают покоя и свободы. Именно это беспокоит президента, а не реальное влияние олигархов на страну.
Уменьшит ли потеря медиаресурса рыночное влияние олигархов? Нет, Коломойский останется совладельцем “Укрнафты” и реальным контролером “Укртатнафты”. Монополия Ахметова в энергетике не дрогнет. Облгазы Фирташа продолжат поставлять газ большинству украинцев. Чтобы это изменить, необходимы другие механизмы, ограничения, изменения в регуляциях, расследования, контроль над работой госкомпаний — все то, чего в законопроекте нет и близко.
Уменьшит ли потеря медиаресурса политическое влияние олигархов? Нет, потому что даже скупка всех телеканалов страны не позволит контролировать чемоданы с кешем, которые заносят в высокие и не очень кабинеты. Потому что партия, которая взялась за деолигархизацию, до недавнего времени жрала из олигархических ладоней и не кривилась. А среди ее нынешних спонсоров уже подрастает достойная олигархическая смена, которой, кстати, как раз не хватает СМИ для полноты влияния.
Нужен ли нам вообще закон “об олигархах”, чтобы с ними бороться? Нет, вполне достаточно, если нормально заработают действующие правоохранительная и регуляторная системы. Но даже если представить, что без специального закона не обойтись, он точно не должен быть таким, как этот проект.
Еще есть возможность все сделать правильно и куча подсказок, в каком направлении двигаться. Мы даже готовы к тому, что группа Минюста под кураторством Андрея Смирнова из офиса президента назовет эту публикацию фейком и напишет принципиально новый проект. Потому что если этого не произойдет и под купол вынесут именно этот вариант, принятие его точно не будет легким, а непринятие вполне может стать поводом для досрочных парламентских выборов, уже активно обсуждаемых во властных кулуарах. Представьте, какими они будут при модерации испуганных олигархов и их медиаресурсе в лихорадке.
Что было ранее
Секретарь СНБО Алексей Данилов, выступая 11 мая на Всеукраинском форуме “Украина 30. Безопасность страны”, среди прочего вспомнил о поставленной президентом задаче по разработке законопроекта об олигархах.
Аппарат СНБО совместно с АМКУ и Офисом президента работает в этом направлении. Уже даже есть наработанные критерии отнесения тех или иных людей к категории олигархов. Данилов их не назвал, как и фамилии. Но отметил, что есть 13 человек, которых они с уверенностью относят к олигархам.
Напомним, 15 апреля президент Украины Владимир Зеленский рассказал об итогах сегодняшнего заседания СНБО. В частности, он сообщил, что поручил СНБО, Офису президента и Антимонопольному комитету разработать законопроект о статусе олигарха. Суть этой инициативы сводится к тому, чтобы лишить крупных бизнесменов возможности влиять на выбор курса государства, влиять на Верховную Раду и принятие законов…
Бывший народный депутат член наблюдательного совета “Укрзализныци” Сергей Лещенко со ссылкой на свои источники пишет, что под критерии олигархов могут попасть Ринат Ахметов, Петр Порошенко, Дмитрий Фирташ, Игорь Коломойский, Виктор Пинчук, Сергей Левочкин, Виктор Медведчук, Вадим Новинский, Юрий Косюк, Олег Бахматюк, Константин Жеваго, супруги Гереги.
Читайте также
- Новий рівень медичної допомоги від "Експерт": Транспортування та перевезення хворих по Україні та за кордон
- Как можно быстро и легко получить деньги на счет телефона просто за регистрацию на сайте?
- Промокоды в социальных сетях
- Как подключить телевизор Kivi к ПК или ноутбуку: подробная инструкция
- Запчасти к мотоблокам от бренда Zirka